Начальная школа является первой ступенькой в образовательном учреждении, на которой дети учатся самостоятельно думать, ответственно делать выбор. По новым ФГОС программа начального общего образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Какие бы формы и технологии мы не использовали на уроке и во внеурочной деятельности – результат должен быть один – умение ученика самостоятельно добывать, найти и применять знания, т.е, мы должны научить ученика учиться.
В своей работе я стараюсь следовать мудрому совету В.А. Сухомлинского – беречь «детский огонёк пытливости любознательности, жажды знаний».
Уже несколько лет работаю над темой «Новые образовательные технологии в урочной и внеурочной деятельности младших школьников».
На возникновение и становление данного опыта оказали влияние следующие факторы:
- самообразование: изучение педагогической и методической литературы;
- систематическое обучение на курсах повышения квалификации (в том числе и дистанционное);
- ознакомление с практическим опытом работы коллег;
- активное участие в работе школьного методического объединения, педагогических советах, районных методических объединениях.
Актуальность данной проблемы обусловлена требованиями Профессионального стандарта педагога, требованиями ФГОС, требованиями образовательной программы, а также созвучна с направлением работы школы.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).
- Повышение интереса к учебной деятельности
- Создание условий для творческой мыслительной деятельности обучающихся
- Объединение педагогических средств урочной и внеурочной деятельности
Теоретическое обоснование педагогического опыта
Концептуальные основы профессиональной деятельности:
- теория поэтапного формирования умственных действии (П.Я. Гальперин);
- модульное обучение (П.А. Юцявичене, Т. И. Шамова, П. И. Третьяков);
- программированное обучение (Н.Ф. Талызина, Т.А. Ильина);
- разноуровневое обучение (В.П. Беспалько);
- личностно-ориентированное обучение (И.С.Якиманская, Н.А.Алексеев);
- проблемное обучение (А. М. Матюшкин, М. И. Махмудов);
- рефлексивное управление учебной деятельностью обучающихся (Л.В. Верзунова).
Передо мной, как учителем, встала проблема – Как научить и организовать деятельность обучающихся, целенаправленно достигая учебных и воспитательных результатов, в каких формах и на каком содержании это лучше делать? Как же построить работу, чтобы доставить ребенку радость успеха?
Современные образовательные технологии рассматриваю, как ключевое условие повышение качества образования и воспитания.
Поэтому мною была поставлена цель: создать условия для формирования у обучающихся основ умения учиться для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Исходя из цели, были сформулированы задачи:
- развивать и укреплять интерес к предметам;
- раскрыть интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика;
- привить навыки самостоятельной работы;
- совершенствовать формы организации учебной и внеурочной деятельности.
Поставленные цели и задачи реализую с помощью учебно-методического комплекта «Школа России» и программами внеурочной деятельности.
Мною используются следующие основные технологии:
– проблемное обучение;
- личностно-ориентированное;
- дифференцированное обучение;
– технология развития “критического мышления”;
– информационно-коммуникационные технологии;
– проектные и исследовательские методы в обучении,
а также элементы других инновационных технологий.
Предпочтение отдаю исследовательской деятельности, где урок может логически перейти во внеурочную деятельность. Такой вид работы приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники.
В организации учебной и внеурочной деятельности активно использую метод проектов, который позволяет сформировать основные компетентности и универсальные учебные действия. Приведу пример интеграции темы « Мой край» по окружающему миру и проекты, выполненные детьми на внеурочных занятиях « Мое село», «Разнообразие природы нашего края», «Водоемы моего села».
Из форм коллективной деятельности успешно использую работу в паре, что дает возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Востребована мною технология работы в группах. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что в результате поисковой деятельности у обучающихся возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся, учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе.
Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий.
Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке и внеурочной деятельности – разные, но при их внедрении выполняется единственная задача: сделать урок и внеурочное занятие интересным, а обучение увлекательным.
Сосредоточив усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы средствами инновационных технологий, стараюсь добиваться того, чтобы каждый урок и внеурочное занятие способствовали развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.
При отборе методов, приемов и средств обучения, учитываю возрастные особенности учащихся, а также тему, цель и место урока в образовательной программе.
Мною представлены лишь некоторые приемы и методы. Учительская практика намного богаче, и у любого из нас есть в арсенале тот набор, который применяется в зависимости от способностей и возможностей детей. Поэтому, важно учитывать и отслеживать результаты работы.
Мониторинг качества образования
Анализ успеваемости и качества знаний по предметам показывает, что у обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе.
У своих учеников отмечаю интерес к учению, желание получать знания, стремление использовать их в новых, нестандартных ситуациях.
По адресной направленности представленный опыт может быть интересен и полезен всем учителям, независимо от программы, по которой они работают. Транслируемость опыта осуществлялась выступлениями на школьном методическом объединении учителей, при проведении открытых уроков, выступлениями на педагогических советах школы.
|