![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Конкина М.И. - Учитель года 2020
«Мои методические находки»
Счастливым можно назвать того человека, который занимается любимым делом и считает его своим признанием. Я – учитель, учитель мордовского языка. Мордовский язык я впитала с молоком матери, с её колыбельными песнями. Материнский язык – святой язык.
Аш мокшень кяльда сяда мазы,
Кенярьфнесы мялезень сон пачк.
Валда менельс тяштеня най кази,
Няфтсы кизень катк.
Нет краше языка родного,
Дорогу он покажет мне,
Звездою яркою с небес сияя
В бездонной вышине.
Я считаю себя ответственной за воспитание подрастающего поколения, их будущее. Что вложим в их чистые детские души? Как научим уважать и любить свою малую родину, народ, наконец, свой язык, зависит дальнейшая судьба, а, значит, и судьба народа.
Поэтому я стараюсь довести до каждого ребёнка, что, не зная своих корней, не обращаясь к традициям, невозможно управлять настоящим и прогнозировать будущее. Как говорится в мордовской пословице: «Кодама корянць – стама и сёрось». «Каков корень, таково и зерно».
Конечно, в республике многое уже сделано для сохранения родного языка. Названия улиц в городе Саранск переведены на два языка. Есть радио - телепрограммы, газеты, детские журналы на мордовских языках, выпускаются словари, учебники. В 2018 году в столице нашей Республики прошли четыре игры Чемпионата мира по футболу, благодаря которым о культуре и самобытности Мордовии узнал весь мир. Все это дает нам надежду на то, что язык будет жить и радовать нас своим мелодичным звучанием.
Большой вклад в развитие и сохранение национального языка вносим мы учителя и преподаватели мордовских языков. Я с радостью передаю детям свои знания, показываю красоту мокшанского языка.
Мастерство учителя растет, если в школе царит творчество, если есть возможность реализовать свой потенциал. Я работаю именно в такой школе!
Ребята с удовольствием принимают участие в конференциях, конкурсах, праздниках, посвященных традициям мордовского народа, и это приносит не только новые победы, но и огромное чувство гордости за свою малую родину.
Формирую у детей навыки поисково – исследовательской деятельности. Работа над исследовательскими проектами: «Наш поэт – самородок Н.П. Трушкина», «Наш земляк, профессор-филолог, финно-угровед, - А. П.Феоктистов», «Устное народное творчество села Куликово», «Седиень ваксстонь морозе» потребовала много времени, но усилия оправдали себя: ребята познакомились с устным народным творчеством, творчеством земляков – все это дало возможность глубже познакомиться с этнокультурными традициями жителей села.
Для повышения интереса учащихся к изучению мокшанского языка, их активности и практической направленности я провожу занятия в форме игры, и подхожу к этому творчески. Например, при изучении темы «Счет» младшим школьникам предлагаю игру «Кто быстрее?» Детям более старшего возраста нравится игра «Вешендись». Также на своих уроках предлагаю нестандартные задания в виде кроссвордов, ребусов.
Использование интерактивной доски предоставляет мне новые возможности для создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся. А для закрепления лексики использую возможности комплекса Mimio и Smart. Ребята могут перемещать картинки или слова и создавать правильную пару. На интерактивной доске задания можно строить разные, а цель одна - активизировать лексику по теме.
Возможности, доступные при использовании документ-камеры позволяют мне реализовывать в более полном объёме требования ФГОС. Иногда на уроке возникает необходимость динамического моделирования (когда составляем текст по изученной теме, дописывают предложения т.п.). Деятельность каждого ученика становится наглядной, что вызывает положительный настрой у учащихся.
Используя проектную технологию, а это, прежде всего творческие задания, показываю детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые пригодятся им в жизни. Учебная деятельность строится по принципу «Все из жизни, все для жизни». Результатом такой работы в этом учебном году стала защита проекта стенной газеты: «Юбилею родного села посвящается».
Я люблю свою работу, люблю детей. Поэтому помогаю ученику отыскать «изюминку» собственной индивидуальности, освободить ее дремлющие силы, дать простор их развития – что может быть важнее этой задачи? И благороднее? И труднее? И я думаю, что многое в этом плане мне уже удалось. За это я благодарна своей судьбе, своей выбранной профессии, своим ученикам!